Дорожные жалобы анализ кратко


Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути. У читателей создается иллюзия, будто автор учитывает все вероятные финалы, при этом все они выглядят не слишком благородно. Границы обобщения поэт значительно расширяет, обращаясь во второй строфе к народно-песенной форме речи: …На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил…

Ближе к концу стихотворения Александр Сергеевич прибегает к стилистическому снижению при помощи шутки, поворота к домашней интимности: Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? В финале лирический герой от мыслей о смерти возвращается к реальной дороге, конца которой будто и не предвидится: «Ну, пошел же, погоняй!..».

«Дорожные жалобы» близки к дружественным посланиям, которые Пушкин писал в 1820-х годах.

[important]Дорожные жалобы

Стихотворение это, которое можно прочитать онлайн или скачать, относится к философской лирике. Пушкин рассуждает о своей судьбе, причем дорога, несмотря на обилие фактического материала – это аллегорический образ, прием, распространенный тогда в литературе. Она воплощает жизненный путь поэта, его вечные поиски себя и своего места.

При этом настроение произведения, вопреки ожиданиям, довольно далеко от отчаяния.


На первый взгляд текст стихотворения Пушкина “Дорожные жалобы” действительно наполнен грустью, но в строках чувствуется и надежда: поэт как будто уверен, что будет еще и размышлять о невесте, и спать в домашней постели, и наверняка продолжить учить вельмож своими хлесткими эпиграммами.

Дорожные жалобы а пушкин

Наверное, несложно догадаться, что это слово «лес».

Дорожные жалобы анализ кратко

В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы». В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла.

Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине.
Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия.

Александр Сергеевич предпочитает не удостаивать важные бытийные вопросы должным почтением. Когда он перечисляет опасности, поджидающие путешественника в пути, их избыточность приводит к возникновению комического эффекта. Лирический герой не слишком страшится вероятных угроз.

Безбоязненность – одна из отличительных черт самого Пушкина. Жизнь – это дорога. Прогулки по ней представляют собой невероятное счастье, пусть и омраченное порой опасностями и оторванностью от домашнего очага.

А. С. Пушкин. Сочинения и биографические материалы

Тема: пушкинские материалы

На данном сайте собраны материалы, которые могут оказаться полезными при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина.
Стихи, эпиграмы, другие произведения поэта, биографические статьи.

Дорожные жалобы жанр

Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – «Дорожные жалобы». В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности.


Большая часть стихотворений дорабатывалась после поездки, в 1830 году. По мнению известного пушкиниста Натана Яковлевича Эйдельмана, «Дорожные жалобы» и вовсе полностью написаны в рамках пребывания поэта в Болдине. Согласно замыслу Александра Сергеевича, именно это философское произведение должно было открывать кавказский цикл.

Первая строфа стихотворения отличается динамичностью. Далее темп несколько снижается, но сильное замедление происходит только после пятого четверостишия. Используя многочисленные анафоры, Пушкин перечисляет возможные варианты завершения жизненного пути.

Пушкин дорожные жалобы жанр

Гинзбург писала в книге «О лирике» о том, что понятие «лирический герой» не всегда применимо к той или иной форме лирического выражения авторского я»[ Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997 ]. В данном же случае, по-моему, именно два разных лирических героя обуславливают и стилистические отличия «Дорожных жалоб» и «Брожу ли я…». Если в элегии перед нами лирический герой-философ, то в «Дорожных жалобах» — это нарочито сниженный образ обывателя, просто о чём-то думающего в дороге. Не случайно ощущение проносящихся мимо его взора, быстро меняющихся образов усиливается анафорой (иль…иль…) и повторами:

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком…

Кроме того, убыстряющийся ритм и хореический размер придают стихотворению своеобразную прелесть — мы будто сами едем то ли в кибитке, то ли в карете.

В элегии «Брожу ли я…» преобладают слова с заметным ореолом поэтичности и эмоциональной приподнятости. А вот в «Дорожных жалобах» употреблена в основном непринуждённо-разговорная лексика, отражающая прозу жизни. Сравните: «околею» и «где мне смерть пошлёт судьбина»; «наследственная берлога» и «милый предел».
Пожалуй, теперь уже можно сделать вывод, что тематическая близость отнюдь не ведёт к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений и к лексическому однообразию. Сравнение «Дорожных жалоб» и элегии «Брожу ли я…» Пушкина показывает, насколько по-разному поэт может интерпретировать одну и ту же тему, используя различную лексику, разный стиль.

Небольшое лирическое отступление . Когда я уже поставила последнюю точку в своей работе, я невольно задумалась над двумя вещами.

Точнее, гений — он сам и есть “алмазный гвоздь», и такого “гвоздя” достаточно одного, чтобы мир вращался.

Персия

После известного происшествия Пушкин на следующий день уезжает на Кавказ, и дальше — в святую Персию, землю Ахурамазды и Заратустры. Ему нужно много что обдумать. Когда приходит чёткое понимание, что нужно делать, Пушкин возвращается в Москву (осень 1829). Его план таков. Он лично проследит за появлением своего внука-гения, вырастит его и в положенный час посвятит в тайну передачи «линии».

Как женятся гении

Со временем Пушкин начинает понимать, что в его возрасте и с его средствами найти хоть какую невесту чрезвычайно сложно.

Даже промотавшиеся провинциалы из неблагополучной семьи с плохой наследственностью — и те выделываются, как могут. То согласятся, то передумают. То условие какое изобретут.

И гордый взор ее так томен, И цвет ланит ее так темен, Что жизни мне милей она.

Она строга, властолюбива, Я сам дивлюсь ее уму — И ужас как она ревнива; Зато со всеми горделива И мне доступна одному.

Вечор она мне величаво Клялась, что если буду вновь Глядеть налево и направо, То даст она мне яду; право — Вот какова ее любовь!

Она готова хоть в пустыню Бежать со мной, презрев молву. Хотите знать мою богиню, Мою севильскую графиню. Нет! ни за что не назову!

Румяный критик мой, насмешник толстопузый, Готовый век трунить над нашей томной музой, Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной, Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой. Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий, За ними чернозем, равнины скат отлогий, Над ними серых туч густая полоса.

Пушкин использует в элегии один из тропов, с помощью которого явление, принимаемое за неприятное, заменяется синонимичными, но смягчёнными словосочетаниями или словами,- эвфемизм. В «Дорожных жалобах» же нет ничего подобного: наоборот, применены огрубляющие, более резкие образные выражения. Как уже говорилось, темы стихотворений сходны, но тем более явны и тематические различия.

Во-первых, если тема жизни и неизбежной смерти раскрыта в элегии «Брожу ли я. » в образе философского пути, то в «Дорожных жалобах» это вполне конкретный образ дороги, путешествия, что усиливает и лексические, и стилистические контрасты этих произведений. Во- вторых, в «Брожу ли я. » мысли и чувства поэта представляются не как кратковременные и сиюминутные, а как плод долгих раздумий, размышлений.
В том же направлении и другие переделки:

Пред обедом рюмка рома, Ночью сон, а утром чай; То ли дело, братцы, дома…

Эта фраза показалась Пушкину слишком аккуратной, и он заменил её в окончательном варианте более разговорной, которая более соответствовала бы темпу быстро пробегающих дорожных мыслей:

То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома.

Словом, такое впечатление, что поэт сам заботился о том, чтобы его «Дорожные жалобы» воспринимались как стихотворение «на случай». Кроме видимых различий в стилистике можно обнаружить и такие, о которых говорил критик А.В. Чичерин в своей статье «Заметки о стилистической роли грамматических форм»: » В чём образность и поэтическая сила слова? В тропах? Самые тонкие детали стиля не так уж бросаются в глаза, «кидаются в очи».

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бесплатная консультация, звоните прямо сейчас: